К оглавлению

Главы 8-9: О начале и целях гражданского общества и правительства

Локк начинает главу, доказывая, что управление в гражданском обществе по практическим причинам должно строиться на основе большинства. Входя в гражданское общество, индивид подчиняется большинству и соглашается считаться с правилами и решениями, принятыми большинством.

Далее Локк называет два гипотетических аргумента против данной модели. Во-первых, он жалуется на отсутствие исторической традиции правления большинства. В мире по ходу истории было и есть множество примеров абсолютной власти - цари, короли, шейхи и т.д. Однако, сообщества людей быстро забывают, что они образовались и организовались на основе согласия всех персон, формирующих их. Локк повторяет свои рассуждения об отцовской власти из предыдущей главы, приводя примеры из истории, когда люди совместно и с большой охотой подчинялись центральной фигуре правителя (обычно мужчины), будь то в контексте семьи или в контексте общества. Однако, даже в этом случае они делали это по взаимному согласованию и согласию, что утверждает идею мирного формирования гражданского общества (в отличие от варианта с завоеванием, который Локк обещает рассмотреть позже).

Во-вторых, так как люди (в эпоху Локка и далее) уже рождаются под властью какого-либо правительства, то фактически они не имеют свободы в том числе и для того, чтобы собраться и поменять существующую власть. На эту ситуацию Локк отвечает, что хотя кто-то может ассоциировать себя с определенным правительством, он не может привязать к нему своих детей, так как они рождены свободными и должны сами потом принять решение о присоединении или нет к обществу под властью правительства, на которое согласились их родители. Ещё раз Локк повторяет, что только "согласие вступить делает из человека члена какого-либо общества". В главе 9 Локк снова говорит о причинах, по которым люди уступают свои естественные права и стремятся стать частью какого-то общества: чтобы защитить свои жизни, свободы и имущество - всё это Локк называет собственностью (неотъемлимыми свойствами) людей.

Естественное состояние, в котором находятся люди до образования общества не имеет три важных вещи: установленный, устоявшийся и известный закон; известный и бесспристрастный суд; силу, которая обеспечивает выполнение вынесенных судьёй решений. Для того, чтобы получить эти три преимущества люди должны отказаться от части своих естественных прав, включая право действовать как им заблагорассудится (в рамках естественных законом); право наказывать нарушивших естественные законы. Первое право частично передается в пользу законов гражданского общества, которые более тесные, чем естественные законы. Второе право передается полностью в пользу исполнительной власти, установленной обществом. Локк оканчивает главу, замечая, что представленная система (то есть гражданское общество) - это совпадение трёх характеристик: наличие закона, судьи и исполнителя решений судьи, который работает "не для чего иного, как для мира, безопасности и блага людей".

Комментарий

Эти главы представляют собой конец первой части "Второго трактата". К этому моменту Локк определил такие вещи как: естественное состояние, цели и путь формирования гражданского общества и принципы, на которых оно стоит.

Кратко резюмируя предыдущие главы, можно сказать, что: изначально в естественном состоянии (state of nature) люди полностью свободны и независимы. Каждый человек - субъект естественного права и может применять его в случае угрозы. Люди в естественном состоянии заводят собственность, прикладывая к окружающим предметам (в том числе земле) свой труд, и потом, обменивая между собой результаты своего труда, приходят к появлению денег и способности аккумулировать большое количество собственности. В этих обстоятельствах универсальные законы естественного состояния, основанные на инстинктах, уже не так хорошо защищают свободу человека и собственность. Таким образом, люди организуют гражданское общество для защиты. Войдя в это общество, человек отказывается от характерных для естественного состояния свобод и права исполнять универсальный закон. Вместо этого в обществе устанавливается судебная власть для разрешения споров между членами и свод законов, которым все должны повиноваться, а также исполнительная власть, способная обеспечить претворение закона в жизнь.

Гражданское общество действительно до тех пор, пока три ветви общественной власти служат для наилучшего соблюдения интересов людей, которые его сформировали, отказавшись от своих естественных прав.

Локк достаточно подробно обосновывает свои идеи либо ссылками на религиозные постулаты, либо обращением к морали. Это важные элементы его аргументации. Но вместе с тем надо всегда помнить, что главным аргументом является всё-таки собственность, значение которой выходит на первый план в 9 главе, где Локк прямо говорит, что желание защитить свою собственность движет людьми, когда они формируют гражданское общество.

Возникает вопрос, что происходит с теми, кто не имеет собственности? Для чего они передают свои естественные права? По какой причине они тоже согласны быть членами гражданского общества? Каков их интерес? Ответ достаточно разочаровывающий. Локк на самом деле никогда не планировал и не ожидал, что люди без собственности будут играть какую-то роль в гражданском обществе. В рамках функционирования такой системы люди без собственности остаются без привилегий, однако они продолжают находиться под защитой закона, что тоже важно.

Стоит помнить, что идеи Локка были прогрессивными для его эпохи. Его предположения насчет естественных прав и свободы от несправедливого правительства сформировали основы для создания Конституции США, которая построена на таких принципах, как равенство перед законом и правительство, работающее на благо людей. Хотя преимущества для высокого класса также встроены в эту систему.

К оглавлению