К оглавлению

Главы 6-7: Об отцовской (патриархальной) власти и политическом/гражданском обществе

В этой главе Локк сравнивает власть монарха и отцовскую власть. Все люди рождаются с равным правом быть свободными. Почему они тогда находятся под властью родителей? Потому что родились несмышленными, а разум необходим для выживания людей, неважно в естественном состоянии или в обществе. Ребенок находится под родительской властью до тех пор, пока не станет достаточно взрослым и разумным (Локк называет возраст 21 год), чтобы самостоятельно взаимодействовать с окружающими и чтобы общество наделило его ответственностью и обязанностями. Таким образом, разум ведёт к свободе.

По его мнению, патриархальная и политическая власть имеют абсолютно разную природу. Если бы речь шла о родительской власти, включая власть матери, а не только об отцовской, то люди бы, скорее всего, не делали бы ошибки, отождествляя власть родителей (а не только отца) и власть монарха. Если человек свободен от отцовской власти в момент достижения определенного возраста, то политическая власть стоит совсем на другом фундаменте.

Локк начинает 7-ую главу с описания первого общества - супружеского, составленного, согласно Библии, из мужчины и женщины. Он описывает семью (супружеское общество) как нечто отдельное и отличное от политического общества; хозяин и хозяйка имеют власть над каждым в доме, хотя эта власть неабсолютная и неполитическая (например, они не вправе решать вопросы жизни и смерти).

Локк повторяет своё описание гражданского общества как объединения индивидуалов для защиты собственности и процветания и делает наброски необходимого для этих целей законодательства. Образованный индивидуалами союз сочетает в себе законодательную власть для создания законов и исполнительную власть для претворения законов в жизнь. Значительная разница между семьёй и обществом состоит в том, что в обществе власть стоит над человеком, даже когда тот достиг совершеннолетия, стал разумным и уже независимым от родителей.

Локк оканчивает главу описанием того, как абсолютная власть монарха нарушает все ранее описанные им принципы. Абсолютная монархия выражает не власть всех, а власть над всеми, сконцентрированную в одном человеке, от чего страдает вся система. Поскольку монарх может посягать на собственность и благополучие людей, не опасаясь возмездия, люди теряют комфорт, защиту и мотивацию делать своё сообщество лучше. Чтобы предотвратить это, законодательная и исполнительная власти должны быть выражены через коллективные органы. Таким образом, никто не не находится вне или над законом в сообществе.

Комментарий

Эти две главы определяют гражданское общество, описывая его как отличное от общества семьи. Почему Локк уделяет столько внимания для того, чтобы показать эту разницу? Локк был осведомлен о традиционном понятии семьи, где главенствовала фигура отца, и в его времена для политических философов (как сэр Роберт Филмер) было обычным делом сравнивать фигуры Короля и Отца, оправдывая их абсолютную власть.

Локк описывает отцовскую власть, основанную на предположении, что молодые люди неразумны до определенного возраста для самостоятельной жизни, чтобы подчеркнуть свою идею о том, что взрослому и разумному человеку следует стать хозяином самого себя. Политическая власть не может быть отцовской, так как в таком случае она должна либо (в отличие от отцовской власти) всегда считать людей неразумными, либо признать, что они разумны, но тогда политическая власть потеряет свою силу.

Семья не может служить моделью общества, потому что в ней представлены два типа отношений: родитель/ребенок или барин/раб (доминирующий/подчиненный). Эта модель слаба для организации гражданского общества: Локк ранее определяет рабство как следствие развития и продолжения "состояния войны", почему не подходит модель "родитель-ребенок" семьи было показано в прошлом абзаце.

Обсуждение абсолютной монархии становится важным моментом в рассуждениях Локка, особенно при представлении деталей по организации гражданского общества. Локк бросает вызов абсолютной монархии, когда правитель может отобрать чужое, нарушив естественные права собственности, и остаться безнаказанным.

К оглавлению