К оглавлению

Главы 3-4: О состоянии войны и О рабстве

Локк определяет состояние войны как состояние вражды и разрушения, которое возникает из-за намеренных попыток одного человека влиять/посягать на другого. Закон самосохранения, часть системы естественного состояния, основанной на инстинктах, диктует, что один человек может убить другого при самозащите. Это вытекает из предположения, что любая агрессия одного человека против второго посягает на самом деле на свободу второго. По этой причине объект посягательств может вполне справедливо убить вора, так как атака на чью-то собственность является также атакой на чью-то свободу.

Потом Локк подчёркивает разницу между "естественным состоянием" (state of nature) и "состоянием войны" (state of war), говоря, что это не одно и то же. Естественное состояние подразумевает добровольное совместное проживание людей в обществе, управляемом на основе здравого смысла без выделяемого верховенства кого-либо, тогда как состояние войны возникает, когда одни люди начинают применять силу в отношении других и влиять на них с целью занять верховенствующее положение, что даёт право атакуемой стороне на войну. Желание общественного суда или общественной власти - это определяющая характеристика естественного состояния; сила без законного обоснования - база для состояния войны.

Разница между войной (конфликтом) в Обществе и войной (конфликтом) в Природе проявляется в том, как они завершаются. В Обществе война (конфликт) завершается вместе с окончанием применения силы, потому что обе стороны прибегают к общественной власти для арбитража и суда по прошлым ошибкам. В Природе война (конфликт) не закончится, пока сторона-агрессор не захочет этого и не предложит мир, потребовав возмещение. До того момента атакуемая сторона имеет право продолжать сопротивление.

Локк замечает, что если существует некая общественная власть, но она не действует справедливо, то в таком случае единственное возможное состояние - это состояние войны, потому что третья сила (общественная власть) вместо того, чтобы остановить конфликт, сама нарушает законы. Заканчивая главу, Локк говорит, что одна из главных причин, по которой люди стремятся организоваться в общество - это избежать состояния войны, установив общественную власть, которая ограничивает развитие конфликтов и увеличивает стабильность и безопасность.

Локк начинает главу 4, определяя естественную свободу как право человека пользоваться универсальными природными законами, основанными на инстинктах, а социальную свободу он определяет как право человека на то, чтобы им управляла именно та законодательная власть, которая основана на согласии с ней всех членов общества и которая функционирует для пользы общества.

Локк основывает свои идеи насчет рабства на том, что "свобода", данная предвзятой, абсолютной властью настолько сильна, что человек не может отказаться от неё. Попасть в рабство добровольно невозможно. Единственная возможность установления состояния рабства - это расширение состояния войны, когда могущественный победитель принуждает к миру на своих условиях побежденного, исполняя над ним абсолютную власть.

Комментарий

Следует понимать, что под словом "война" Локк имеет в виду "конфликт" (что отражено в соответствующих местах) и рассматривает скорее конфликты между индивидами, а не между странами. В естественном состоянии отсутствие общественной власти заставляет индивидов защищать себя самим. В Обществе же жертвы могут обратиться к общественной власти для разрешения конфликтов, хотя бывают ситуации, когда это невозможно. Определение Локка того, что начинает, оправдывает и заканчивает состояние войны продолжает его идею о естественной необходимости в основании правительства.

Фундаментальной идеей Локка является право на личную свободу, и потом он свяжет свободу и собственность, делая из последней краеугольный камень в своих дальнейших рассуждениях. Если мы вспомним исторический контекст, в котором Локк писал "Второй Трактат" - воцарение на троне короля Вильгельма III (Вильгельм Оранский) и Славная Революция, то нам станут ясны его мотивы. Война ведет к наличию коррумпированной и бездарной власти. И люди имеют естественное право бороться против правительства, которое плохо представляет их интересы. Однако, сэр Роберт Филмер и Томас Гоббс имеют другую точку зрения на этот вопрос. Филмер говорит, что поскольку власть короля имеет божественное происхождение, то у людей нет права на восстание. А Гоббс считает, что из-за приземленной и разрушительной природы людей правительство должно сдерживать их, имея абсолютный контроль. Локк отвечает им, что люди всё-таки имеют право ответить на посягательства со стороны власти точно так же, как если бы это были посягательства со стороны обычного человека.

В главе 4 Локк определяет социальную свободу как соглашение людей жить вместе под общественной властью, которой все выражают своё доверие. Эта власть должна действовать в интересах общества. Снова уточняем мысль Локка - эта общественная власть учреждается согласием членов общества и её законодательные возможности простираются настолько далеко, насколько велико выраженное ей доверие.

После чтения первых 4-ёх глав мы начинаем понимать идеи Локка. Люди склонны вступать в конфликты друг с другом, воровать друг у друга, проявлять агрессию и т.д. Однако, он предполагает, что люди вместе с тем достаточно рациональны, чтобы понимать свои интересы. Локк видит личную свободу как ключевой элемент общества, которое работает для людей и для соблюдения их интересов в лучшем виде.

К оглавлению