К оглавлению

Главы 14-15: О привилегии и о патриархальной, политической и деспотичной власти (вместе)

Локк начинает с признания того факта, что в любом гражданском обществе будут возникать ситуации, которые на самом деле должны быть решены ещё до того, как законодательные органы смогут собраться, чтобы создать закон для их разрешения. В такие моменты исполнительная власть может воспользоваться своей привилегией действовать, так как она подготовлена для осуществления действий за пределами свода законов (имеется в виду ситуация, когда закона нет, а не то, что он нарушается), но эти действия всегда должны быть нацелены на достижение общественного интереса в наилучшей форме. Локк определяет эту ситуацию как "ничего кроме силы, делающей добро в интересах общества в отсутствие закона".

В патриархальном обществе, которое обсуждалось ранее (главы 6-7), закон существует по факту его использования и основан на привилегированном положении исполнительной власти (патриарха; родителей). Здесь Локк быстро поясняет возможное недопонимание со стороны читателя: даже если бы все законы происходили из привилегии исполнительной власти, то все равно нельзя сказать, что граждане или законодательная власть захватывают эти привилегии исполнительной власти, издавая законы, которые последняя должна соблюдать. Вмешательства и изменения в законодательстве могут делаться только с целью достижения общественнного блага, а не для увеличения привилегий и прав исполнительной власти, которая имеет их ровно столько, сколько ей передали люди, а обсуждаемая здесь привилегия исполнительной власти на самом деле является порцией доверия, которую ей выдали люди и которую исполнительная власть свободна использовать до тех пор, пока ведет себя честно и беспристрастно.

Хороший лидер негласно имеет большое число привилегий, выдаваемых ему членами общества, но только если его действия и суждения идут на пользу каждому члену общества. Таким образом, Локк отмечает, что "правление добрых монархов всегда было наиболее опасно для свобод людей". Опасность проявляется, когда преемник монарха, видя всю широту власти предшественника, объявляет себя наделенным такими же широкими полномочиями и злоупотребляет ими. В таких случаях для людей сложно вырвать власть из рук подобного лидера - он воспринимает как своё право то, что на самом деле является доверием, выраженным даже не ему, а его предшественнику.

Так кто же решает, что лидер превысил выданные полномочия? Когда люди вступают в конфликт с властью, то суда не может быть. Вместо этого люди могут и должны объявить себя в конечном итоге свободными и действовать против исполнительной власти в таких случаях.

В главе 15 Локк вкратце проходит по своим предыдущим рассуждениям насчет разницы между патриархальной, политической и деспотичной властью. Патриархальную власть родители имеют над своими детьми до совершеннолетия последних. Политическая власть - это власть, основанная на согласии каждого индивида подчиниться сообществу для защиты своих прав и собственности. А деспотичная власть - абсолютная, предвзятая власть одного человека, который может отобрать жизнь и/или собственность других против их воли. Таким образом, патриархальная власть дана родителям природой; в основе политической власти лежит согласие; а нарушение прав других порождает деспотичную власть тирана.

Комментарий

Начальное предположение о законодательной власти - что её согласие не всегда обязательно для действий со стороны исполнительной власти - искусно оправдывается Локком, который говорит, что исполнительная власть помимо законов может руководствоваться общественными интересами. Таким образом, привилегированное положение исполнительной власти защищает само государство. Далее, это привилегированное положение показывает уровень доверия, который должен существовать между гражданами и исполнительной властью (в главе 13 упоминается об этом, когда говорится, что исполнительная власть имеет право созывать, распускать и изменять законодательную власть в определенных обстоятельствах). Локк ясно пишет, показывая разницу между гражданским и патриархальным обществом, что привилегированное положение исполнительной власти - это не её право, а её долг перед оказавшими ей доверие людьми, и именно они (люди) всегда оставляют за собой право заменить её (исполнительную власть).

Здесь следует остановиться и вспомнить об историческом контексте во времена Локка. Тогда правители часто провозглашали божественное происхождение своей власти над поддаными, как будто абсолютная власть была дана им Богом или же они сами являются потомками (и, следовательно, наследниками) Бога. "Второй трактат" Локка устанавливает новую модель для исполнительной власти, в которой короли (и лидеры вообще) отчитываются за свои действия, которые должны получать народное одобрение.

Но что же делать с воззванием Локка к высшим силам при обсуждении привилегий исполнительной власти в конце главы 14? Когда он говорит о "высшем, первоначальном законе", то имеет в виду законы Природы. Если исполнительная власть в лице правителя злоупотребляет привилегиями, то люди попадают в худшее положение, по сравнению с "естественным состоянием" (см. главу 1). В таком случае они должны между собой определить, как следует понимать и трактовать имеющиеся у них права и свободы, и, также, решить, были ли эти свободы нарушены. Если да, то люди должны восстать против такого лидера. Локк почти всегда возвращается к ситуации, в которой люди имеют право на восстание. Надо помнить, что непосредственной целью Локка является оправдать и защитить "Славную Революцию" и описать обстоятельства свержения короля Якова II (Джеймса Йоркского) и восхождение нового короля Вильгельма III (Вильгельма Оранского).

Глава 15 представляет собой просто пересказ предыдущего материала, где Локк улучшает и расширяет свои объяснения о политической власти, и чем она отличается от патриархальной и абсолютной (деспотичной).

К оглавлению