Локк отмечает, что хоть законодательная власть и является самой важной, но необходимости в её постоянной работе нет - постоянный поток каждый раз меняющихся или новых законов не нужен, и, на самом деле, такая ситуация скрывает в себе риски злоупотребления, о чём говорилось в прошлой главе. Таким образом, законодатель (орган или отдельный человек) находится в активном состоянии только в некоторые промежутки времени (сессии), а не постоянно.
Исполнительная власть, с другой стороны, всегда должна быть в строю, потому что действие выпущенных законов всегда должно быть обеспечено. По этой и ряду других причин, которые будут обсуждаться позже, законодательная и исполнительная власти должны быть разделены.
Далее Локк обсуждает положение своего гражданского общества по отношению к другим на международной арене. Общества (разные страны) находятся по отношению к друг другу в естественном состоянии (см. первые главы). Локк называет это отношение "федеративной властью", которая часто сопряжена с исполнительной властью внутри самого общества (т.е. от лица общества на международном уровне выступает представители исполнительной власти - министры, члены правительства и т.д.).
Глава 13 начинается с напоминания, что, несмотря на то, что законодательная власть считается самой высокой из всех, люди находятся выше неё и могут отменить или изменить законы в соответствии со своими соображениями. Сообщество людей - это и есть всегда высшая власть.
Однако, в контексте учрежденного правительства законодательная власть стоит выше всех остальных. Даже при абсолютной монархии, когда высшей исполнительной властью наделен только 1 человек, который также может сказать своё слово и по части законов, но он не имеет абсолютного контроля над правительством.
Исполнительная власть может стоять в некоторых ситуациях (речь о которых пойдет в следующей главе) формально выше законодательной, но это не означает контролировать её. Более того, Локк отмечает, что если исполнительная власть мешает работе законодательной, то это является актом войны против людей, так как они имеют право защитить законодательную власть и требовать, чтобы никто не мешал её работе. Чуть более высокое положение исполнительной власти на практике объясняется выраженным ей ранее доверием, а также тем, что в отличие от законодательной власти, исполнительная действует постоянно.
Напоследок Локк говорит, что некий город или регион может испытывать сильные изменения - население может увеличиться или уменьшиться и т.д., что требует в свою очередь соответствующего изменения числа представителей во власти. Обязанность следить за такими вещами лежит на исполнительной власти.
В этих главах Локк вводит понятие разделения властей, обосновывая это практическими причинами, но вскоре обращается к теоретическим. Он осторожно относится к тому, чтобы какой-то один орган был наделен чрезмерной властью. А дуализм исполнительной-законодательной власти вызывает его озабоченность, поскольку это может вылиться в ситуацию, когда правители имеют отличные от граждан интересы, что ведёт в его модели к роспуску правительства.
Также стоит упомянуть некоторые допущения, принятые Локком, когда речь идёт о законодательных органах. Монархия, в которой законодательная власть полностью находится в руках монарха, абсолютно неприемлема для Локка. В его идеальной модели более богатые регионы должны иметь больше представителей в законодательных органах, так как платят больше налогов в казну общества. Таким образом, собственность выступает в роли организационного критерия.
В конце главы Локк вводит ситуацию, когда исполнительная власть может быть выше законодательной, что является важным новым компонентом в его модели гражданского общества. Этому посвящена следующая глава, а нам стоит помнить, что "выше" в данном контексте означает, что в ряде ситуаций, связанных с непрогнозируемыми и неожиданно возникшими обстоятельствами исполнительные органы должны действовать во имя блага общества без оглядки на законодательные, которые не в состоянии быстро решить возникшие проблемы путём издания четкого закона. Доверие людей, выраженное исполнительной власти, равно как и право последней призывать законодателей на сессию, определяет границы в их взаимоотношениях в рамках гражданского правления.