К оглавлению

Главы 10-11: О формах организации общества и о расширении законодательной власти

Большинство в образовавшемся обществе получает право установить ту форму правления, которую они считают наилучшей. Они могут выбрать демократию, оставив законодательную власть представителям большинства; олигархию, отдав законодательную власть узкому кругу людей; или монархию, при которой вся власть отдаётся одному человеку. Новый монарх может получить власть по наследству, а также он может быть выбран большинством, вне зависимости от того, что случилось с предыдущим. Большинство всегда остаётся в силе поменять тип правления. От того, кто именно наделен законодательной властью и зависит тип правления, так как законодательная власть - наивысшая в модели гражданского общества.

Далее Локк отмечает, что под "обществом" и т.д. он не имеет в виду именно демократию; он имеет в виду, что независимо от формы правления люди собираются в некое сообщество для соблюдения своих интересов в лучшей форме. Т.е. "общество" следует понимать как просто коллектив индивидов, объединившихся для собственного блага.

Глава 11 посвящена изучению законодательной власти, которую Локк считает важнейшей. Первое правило законодательной власти: сохранение общества. Никто не может бросать вызов или заменять собой законодательные органы, трактуя законы по собственному частному усмотрению. Только специальный законодательный орган наделен большинством полномочиями делать это. Однако, из данного правила есть 1 исключение - в некоторых обстоятельствах большинство, наделившее некий орган такой властью, может и отнять её. Каждый член общества должен повиноваться принятым законодательными органами законам, которые должны применяться одинаково ко всем и быть созданными для блага людей. Законодательная власть, например, не может поднять налоги без согласия на это большинства членов общества.

Потом Локк поднимает тему, которая является до сегодняшнего дня предметом постоянного беспокойства: что будет, если люди, наделенные большинством правом создавать законы, будут долго находиться в такой возвышенной позиции? Ведь в таком случае они могут начать считать себя отделёнными/удалёнными от общества и начать работать на свои собственные интересы вместо того, чтобы следить за соблюдением интересов людей.

На самом деле, законодатели не имеют права передавать свои полномочия кому-то ещё, так как большинство членов общества наделило именно их такой властью, и это же большинство является единственной более могущественной, чем законодательная власть, силой, которой нельзя противоречить.

Комментарий

Локк заложил ранее основы гражданского общества и сейчас описывает наилучшую форму организации, начиная с законодательной власти, которая является основной, так как издаёт законы, которые потом использует судебная власть и которые претворяются в жизнь исполнительной властью.

Хотя в наши дни мы можем ассоциировать идеалы Локка с демократией, но на самом деле он не был всецело сфокусирован только на ней. Среди возможных типов правления Локк не ставит какой-то один выше остальных (хотя мы знаем, что он не был в восторге от абсолютной монархии), до тех пор пока они соответствуют его взглядам на ряд принципиальных моментов.

Озабоченность Локка возможным долгим пребыванием на постах законодателей отражает его практичность. Ранее мы уже отмечали, что в своих построениях и выводах он рассчитывает на рациональность людей, но стоит заметить, что эта предпосылка не всегда оправдывется в том числе из-за жадности. Если кто-то находится на посту законодателя, то он, поддавшись искушению, может начать издавать законы для собственной выгоды.

Также в этих главах Локк продолжает говорить о собственности, замечая, что офицер может иметь власть над солдатами из своей группы для решения вопросов жизни и смерти, но, тем не менее, он не вправе распоряжаться их собственностью, которая, в определенном смысле, является для Локка более священной, чем их жизни. Подобные примеры и аргументация повторялись ранее и будут повторяться на протяжении всей книги.

К оглавлению